Требования к автобусам для перевозки пассажиров Avto Kirov

Перевозка пассажиров в автобусах правила

Правила перевозки пассажиров регламентируются правилами дорожного движения и соблюдаться они должны неукоснительно. Перевозка пассажиров может осуществлять различными видами транспорта, и наиболее распространенным из них является автотранспорт. Многие люди используют автомобили и автобусы, потому как это быстро, надежно и комфортно. Безопасность поездки зависит не только от водителя, но и от пассажиров. Команда издания «АвтоФемида» решила ознакомить вас с правилами перевозки пассажиров в автобусах.

Пассажирские перевозки в автобусе

В сегменте пассажирских перевозок автобус — один из самых популярных видов общественного транспорта.

Правила перевозки пассажиров в автобусах регулируются нормативными документами, начиная от правил дорожного движения до законов РФ о перевозках и, прежде всего, следующими нормативными актами:

  • Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112;
  • Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденными Приказом министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7;
  • Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.

Регламентированные нормы, установленные законодательством, должны исполняться всеми предприятиями, оказывающими услуги междугородних перевозок:

  • наличие лицензии для этого вида деятельности;
  • соблюдение движения автобуса установленному расписанию, согласованному с органами местной исполнительной власти;
  • требования к автобусам для перевозки пассажиров;
  • соответствие маршрутам следования, расписанию следования, порядок продажи билетов и пр.;
  • установленный порядок при транспортировке багажа, ручной клади;
  • основные требования ответственности перевозчиков и пассажиров;
  • предоставление услуг гражданам льготных категорий.

Поскольку безопасность — основной критерий при перевозке людей на междугороднем транспорте, перевозки должны осуществлять профессиональные водители, обладающие опытом работы.

Общие положения перевозок в автобусе

Общие правила перевозки пассажиров в автобусах

  • пассажиром признается физлицо, которое заключило договор перевозки, или физлицо, в отношении которого был заключен договор фрахтования (п. 12 ст. 2 Устава);
  • перевозчик – это юрлицо или предприниматель, принявшие на себя обязанности согласно договору перевозки о доставке гражданина в определенный пункт назначения (п. 13 ст. 2 Устава);
  • контролирует исполнение законодательства в области перевозок и ее территориальные подразделения на основании Приказа Минтранса № 542 от 28 декабря 2017 года “Об утверждении…” (ст. 3.1. Устава);
  • автобусное сообщение бывает 4-х видов – городское, пригородное, междугороднее и международное (ч. 1 ст. 4 Устава);
  • перевозки делятся на 3 вида – регулярные, по заказам и перевозки легковым такси;
  • обязательным требованием является наличие у водителя автобуса оформленного путевого листа с указанием обязательных реквизитов, представленных в Приказе Минтранса № 152 от 18 сентября 2008 года “Об утверждении…”;
  • договор о регулярных перевозках является публичным, то есть должен быть заключен с любым пожелавшим его заключить лицом (ч. 1 ст. 19 Устава);
  • регулярные перевозки осуществляются только по заранее установленным расписаниям и маршруту (п. 3 Правил).

Обязательные требования при перевозке пассажиров на междугородних маршрутах

  • количество пассажиров в автобусе не должно быть большим, чем число мест для сидения (перевозка пассажиров стоя на междугородних линиях категорически запрещена);
  • места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности (экатегорически запрещена);
  • наличие подголовников сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации;
  • багаж пассажиров (за исключением ручная клади), если в наличии есть отсеки багажа, размещается в этих отсеках;
  • на маршрутах движения, которые имеют протяженность более 500 км, обязательно присутствие 2-х водителей;
  • запрещено отклоняться от фиксированных маршрутов движения, делать остановки, не предусмотренные графиком;
  • запрещено превышение скорости, установленной режимом движения общественного транспорта;
  • посадка и высадка пассажиров должна производиться только после выполнения полной остановки транспорта;
  • начинать движение водитель имеет право только при закрытых дверях, открывать двери до полной остановки автобуса запрещено.

В автобусах на междугородних линиях должны быть указаны:

  • номера мест;
  • указатели аварийных выходов и правила пользования этими выходами;
  • свод правил для пассажиров о пользовании транспортным средством.

Уважаемые пассажиры! Знайте, что Ваша безопасность зависит и от Вас. Строго соблюдайте правила пользования общественным транспортом.

Обязанности водителя

Обязанностей гораздо больше, чем прав, и они, в основном, едины во всех случаях:

  • соблюдать график движения согласно установленному маршруту;
  • перед выездом – осуществить проверку внешнего и внутреннего состояния автобуса, наличия топлива в баке, состояние шин, зеркал заднего вида, работоспособность аварийных выходов и др.;
  • проходить предрейсовый медицинский осмотр;
  • иметь при себе и предъявлять по требованию дорожной полиции водительское удостоверение соответствующей категории;
  • быть в форменной одежде водителя, если таковая предусмотрена;
  • выключать двигатель при остановке автобуса более, чем на 5 минут;
  • в сложных погодных условиях вести автобус со скоростью, обеспечивающей безопасность движения;
  • другие обязанности.

Требования к автобусу

Требования к автобусу следующие:

  • он должен находиться на праве собственности или ином законном основании у перевозчика (ч. 2 ст. 34.1. ФЗ № 220);
  • обязательно на лобовом стекле, на заднем окне и на правой стороне кузова автобуса должен размещаться указатель маршрута (п. 29 Правил);
  • указатель на лобовом стекле должен содержать названия начального и конечного пункта;
  • указатель на правой стороне кузова должен содержать не только названия начального и конечного пункта, но и названия основных промежуточных пунктов остановки;
  • высота указателя, размещаемого на лобовом стекле, должна быть не более 14 см (п. 31 Правил);
  • также на ветровом стекле или на правой стороне кузова должна быть размещена информация о перевозчике (п. 36 Правил) – его краткое или полное наименование.

Внутри автобуса должна быть размещена информация, предусмотренная п. 37 Правил, а именно:

  • название, адрес нахождения, номер телефона перевозчика;
  • ФИО водителя и кондуктора;
  • название, адрес и телефон контролирующего органа;
  • номера мест для сидения (кроме автобусов, билеты на которые не предусматривают конкретные номера для сидения);
  • цена проезда и провоза клади;
  • указатели мест для людей с детьми и с ограниченными возможностями;
  • указатели месторасположения огнетушителей, кнопок экстренной остановки ТС, аварийных выходов;
  • правила использования ТС или выписка из таковых.

Автобус также должен соответствовать всем требованиям безопасности, установленным в 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года “О безопасности…” и проходить техосмотр каждые полгода (пп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ № 170 от 1 июля 2011 года “О техническом…”).

Что пассажиру автобуса запрещено

  • провозить огнестрельные, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, отравляющие, зловонные и едкие вещества;
  • провозить предметы и вещи габаритом более 100Х50Х30 см.;
  • провозить длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж);
  • провозить огнестрельное оружие, колющие и режущие предметы без чехлов или в не завернутом виде;
  • провозить предметы и вещи, загрязняющие одежду пассажиров и салон автобуса;
  • провозить животных, птиц (кроме в клетках и корзинах);
  • находиться в салоне автобуса в пачкающей одежде;
  • препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки автобус;
  • курить;
  • открывать окно без разрешения водителя, высовываться в окна,
  • распивать спиртные напитки и находиться в салоне в нетрезвом состоянии;
  • ставить детей и помещать на сиденья вещи;
  • приводить в действие сигналы тормоза, механизмы открывания дверей (кроме необходимости предотвращения несчастных случаев);
  • отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.

Нарушение правил поведения при движении транспорта и правил перевозки опасных грузов может быть небезопасно как для самого нарушителя, так и для его попутчиков. Не допускайте нарушения правил сами и способствуйте предупреждению нарушений другими пассажирами.

Правила перевозки пассажиров в автомобиле

В ПДД 2019 года правила перевозки пассажиров выделены в отдельный раздел, который называется «Перевозка людей».

Сразу же хочу сказать, что в этой статье не будут рассматриваться пункты 22.1-22.6 правил дорожного движения, относящиеся к перевозке пассажиров в кузове грузового автомобиля. Об этом речь пойдет в отдельной статье, а сегодня будут рассмотрены лишь правила перевозки пассажиров в салоне автомобиля или автобуса.

Посадка и высадка пассажиров

Рассмотрим пункт 22.7 ПДД:

22.7. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку пассажиров только после полной остановки транспортного средства, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки.

Читайте также:  Lexus LX III описание и характеристики

Обратите внимание, посадку и высадку пассажиров можно осуществлять только после полной остановки автомобиля. Неоднократно я наблюдал ситуацию, когда водитель легкового автомобиля трогается с места еще до того, как была закрыта пассажирская дверь.

Превышение допустимого количества пассажиров

Пункт 22.8 правил дорожного движения:

22.8. Запрещается перевозить людей:

  • вне кабины автомобиля (кроме случаев перевозки людей в кузове грузового автомобиля с бортовой платформой или в кузове-фургоне), трактора, других самоходных машин, на грузовом прицепе, в прицепе-даче, в кузове грузового мотоцикла и вне предусмотренных конструкцией мотоцикла мест для сидения;
  • сверх количества, предусмотренного технической характеристикой транспортного средства.

Рассмотрим этот пункт поподробнее:

  1. Запрещается перевозить людей вне кабины легкового автомобиля. Этот пункт нарушается водителями хоть и не часто, но достаточно регулярно. Любители экстрима пытаются перевозить пассажиров и в багажнике, и на крыше автомобиля и на капоте. Естественно, в случае гибели подобных пассажиров при ДТП вся вина ляжет только на халатного водителя.
  2. Запрещается перевозить лишних пассажиров. Для легковых автомобилей число пассажиров ограничено числом мест для сидения, для автобусов — количеством, предусмотренным его технической характеристикой.

Использование ремней безопасности

Пункт 2.1.2 ПДД обязывает водителя не перевозить пассажиров, не пристегнутых ремнями безопасности. Замечу, что это относится лишь к транспортным средствам, оборудованным ремнями, однако с 1 января 2012 года ремни станут обязательнымидля всех транспортных средств.

Что касается перевозки детей в возрасте до 12 лет, то для них необходимо использовать детские удерживающие устройства, или иные средства, позволяющие пристегнуть ребенка. Отмечу, что на передних сиденьях автомобиля можно перевозить ребенка только с помощью специальных удерживающих устройств (иные средства использовать нельзя). На заднем сиденье мотоцикла ребенка перевозить нельзя ни при каких условиях.

Штрафы за непристегнутый ремень безопасности пассажира

В настоящее время за непристегнутый ремень безопасности пассажира могут быть наложены 2 штрафа:

  1. 1 000 рублей на водителя автомобиля (статья 12.6 КоАП);
  2. предупреждение или 500 рублей на самого непристегнутого пассажира.

Подробнее об этом Вы можете узнать в статье «Штраф за непристегнутый ремень безопасности».

Штраф за превышение допустимого количества пассажиров

Штраф за перевозку лишнего пассажира в настоящее время составляет также 500 рублей (статья 12.23 КоАП).

Т.е. на водителя автомобиля будут наложены 2 административных штрафа по 500 рублей:

  • за непристегнутого пассажира;
  • за превышение допустимого количества пассажиров.

Перевозка детей

Правилами организованной перевозки групп детей автобусами установлено, что для осуществления такой перевозки используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет (требование вводится с 1 июля 2018 г.), который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке к участию в дорожном движении и оснащен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.

К управлению автобусами, осуществляющими организованную перевозку группы детей, допускаются водители, соответствующие следующим требованиям:

  • имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории «D» не менее одного года на дату начала организованной перевозки группы детей;
  • не совершавшие административные правонарушения в области дорожного движения, за которые предусмотрено административное наказание в виде лишения права управления транспортным средством либо административный арест, в течение последнего года;
  • прошедшие предрейсовый инструктаж по безопасности перевозки детей в соответствии с правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (утверждены приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7);
  • прошедшие предрейсовый медицинский осмотр (порядок утвержден приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н).

Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом

В соответствии с условиями договора перевозчик обязуется доставить пассажиров в точку назначения с обеспечением им мест в поезде, а пассажиры должны оплатить проезд согласно установленным тарифам (п. 1 ст. 82 Устава железнодорожного транспорта РФ от 10.01.2003 № 18-ФЗ).

По правилам перевозки пассажиров:

  • при перевозке ж/д транспортом все пассажиры должны получить равный доступ к предоставляемым услугам (п. 47 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа ж/д транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 19.12.2013 № 473);
  • перевозка пассажиров транспортом общего пользования выполняется скоростными, скорыми или пассажирскими поездами в вагонах, предназначенных для целей перевозки пассажиров;
  • перевозчики и владельцы инфраструктур обязаны обеспечивать безопасность пассажирских перевозок (абз. 1 ст. 80 устава ж/д транспорта).

Перед предъявлением перевозчику иска необходимо соблюсти претензионный порядок (ст. 121 устава ж/д транспорта).

Перевозка пассажиров авиатранспортом

В данном случае кроме собственно перелета перевозчик обеспечивает регистрацию пассажиров, их перевозку к самолету, выход из воздушного транспорта и доставку в здание аэровокзала, а также погрузку, выгрузку багажа, его доставку (п. 93 Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок…», утвержденных приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82).

По правилам перевозки пассажиров воздушным транспортом перевозчик:

предоставляет пассажирам на борту воздушного судна установленный комплекс услуг в соответствии с правилами конкретного перевозчика;

  • информирует пассажиров об условиях полета и мерах безопасности на борту самолета;
  • предоставляет прохладительные напитки и питание в соответствии с нормативами;
  • обеспечивает первую медпомощь (п. 95 авиационных правил).
  • Отдельно правилами перевозки пассажиров авиатранспортом регламентированы условия перевозки:

    • несовершеннолетних и детей;
    • недееспособных граждан;
    • пассажиров, находящихся в кресле-коляске или на носилках, не способных передвигаться самостоятельно;
    • пассажиров, лишенных слуха или зрения;
    • трансфертных пассажиров.

    Подробно о правилах перевозки пассажиров и багажа в автобусах

    В последние почти десять лет действуют Правила перевозки пассажиров в городском наземном электрическом и в автомобильном транспорте.

    В них прописаны правила обустройства автобусных остановок, автовокзалов, автостанций, где искать забытые вещи, что должно быть на передней панели в такси, на что можно рассчитывать, будучи пассажиром такого транспорта.

    112-е Постановление Правительства РФ

    Бесплатная ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ:

    М ск +7 (499) 938 5119

    С пб + 7 (812) 467 3091

    Фед + 8 (800) 350 8363

    Многие положения в отношениях дорожного движения можно определить в Федеральном законе 259-ФЗ от 08.11.2007 г. «Устав автотранспорта и городского наземного электрического транспорта» и в Федеральном законе 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 1995 г.

    Но прежде всего перевозка – это оказываемая услуга пассажиру. Значит, нужно опираться на Закон РФ «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г.

    Права и обязанности людей в общественном транспорте

    В число прав пассажира входит всего лишь 6 пунктов:

    1. Вовремя и безопасно быть довезенным до пункта назначения.
    2. Бесплатно провезти с собой ребенка в возрасте младше 7 лет.
    3. Получить полную информацию по маршруту передвижения и на каких условиях это осуществляется.
    4. При аварии и получении вреда в дороге пассажир имеет право на его возмещение.
    5. Бесплатный провоз багажа на одно место, в соответствии с требованиями к нему.
    6. Писать претензии и защищать свои права в суде.

    Обязанностей гораздо больше. Пассажир должен приобрести, предъявить по требованию и сохранить до места назначения проездной билет (или документ, подтверждающий льготный проезд) на себя и багаж сверх установленной нормы.

    Люди обязаны выйти, достигнув адреса своего прибытия, в противном случае возвращение к месту назначения после конечной остановки необходимо оплатить вновь как за следующий рейс. В салоне люди не должны сорить и портить чужое имущество. Во время поездки люди должны продвигаться по салону, не перекрывая вход и выход другим и не мешая дверям закрываться.

    В целях своей безопасности люди обязаны держаться за поручни, а найденные вещи, оставленные кем-то другим, необходимо сдать водителю или кондуктору.

    Регламент для людей и багажа в автомобильном транспорте

    В городском общественном транспорте

    Осуществлять деятельность по перевозке людей (код ОКВЭД — 60.21) может физическое или юридическое лицо, получившее специальное разрешение на этот вид деятельности.

    Правила в городском общественном транспорте также расписывают права и обязанности всех людей, находящихся в транспортном средстве:

    • водителя;
    • пассажира;
    • кондуктора.

    Движение может осуществляться по маршруту, согласованному с уполномоченными на это органами (регулярно или по необходимости в целях разгрузки направления), и вне схемы. Ограничения во втором случае могут налагаться лишь дорожной разметкой, знаками и светофорами.

    Высадка и посадка

    Эти действия прописаны в пп. 11-18 Правил перевозки пассажиров и багажа в общественном транспорте.

    Каждый стояночный пункт должен оснащаться остановкой, кроме мест по требованию. Просить остановить автобус можно только заранее. В таких местах обязательно наличие надписи «По требованию».

    Об остановках пассажиры предупреждаются заранее, несмотря на обязательное их оснащение указателями (наименованием места). На остановках должна быть размещена информация обо всех маршрутах, куда она включена, и их конечных пунктах.

    Кузов грузового автомобиля

    Регламент прописан в Правилах дорожного движения и в Основных положениях ПДД.

    Так, перевозить людей в кузове может водитель с кат. C, но не более 8 человек, с кат. D – от 16 чел. При этом стаж у водителя не может быть меньше 3 лет (ПДД п. 22.1).

    Кузов должен быть специально оборудован зафиксированными сиденьями на установленной нормами высоте. Также иметь борта с дополнительной фиксацией и натянутый тент с освещением под ним. Должна быть система связи с водителем, а на заднем борту – лестница, чтобы упростить размещение пассажиров.

    Важно! Перевозка детей строго запрещена.

    Без специального оснащения в кузове могут находиться лишь люди, сопровождающие груз или получающие его.

    Легковое такси

    Перевозка в легковом такси осуществляется при наличии разрешения на данный вид деятельности, а именно договора фрахтования. Маршрут определяет заказчик, если согласования по нему не было, то водитель обязан построить самый короткий путь.

    Читайте также:  Starline A93- на что она способна, возможности, комплектации

    Оплата проезда осуществляется пассажиром таксисту в соответствии с установленными тарифами, на основании показаний таксометра.

    В поездке может быть отказано, если на перевозку в данный момент уже есть другой заказ. Если поездка не может быть до конца пути следования, то не пройденный остаток дороги не должен оплачиваться.

    Багаж принимается в количестве по договоренности между водителем и пассажиром. Но шофер может отказать в приеме габаритных вещей, если они не отвечают общим требованиям багажа.

    Маршрутное такси

    Регламентируется Постановлением Правительства РФ № 112 от 14. 02.2009 г. и Федеральным законом 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» 1995 г.

    Вместительность у маршрутки – как у индивидуального транспорта (по количеству сидячих мест и грузовместимости), но движение организуется по принципу массового перевоза людей (с согласованием маршрута, придерживаясь всех городских остановок на пути).

    На осуществление перевоза людей с багажом получается лицензия. Маршрут согласовывается с администрацией города. Право на проезд дает оплаченный билет. Ребенок до 7 лет может проехать бесплатно при условии незанятия им свободного места. Пассажир обладает абсолютно теми же правами и обязанностями на проезд и провоз багажа, будь он в городском транспорте.

    Обязательные требования

    К автобусу городского маршрута

    Автобусом принято считать закрытое транспортное средство, имеющее двигатель и оборудованное сиденьями на 8 и более человек (место водителя при этом не учитывается).

    По норме закона РФ «О безопасности дорожного движения» любые автотранспортные средства, вне зависимости от страны производителя, должны иметь сертификат соответствия от уполномоченного министерства, органа.

    Автобус городского маршрута, осуществляющий регулярные рейсы, в соответствии с п. 29 Правил перевозки должен быть оборудован указателями номера маршрута, табличками «Вход» (п. 35). Обязательное требование к перевозчику – указать свое полное наименование на лобовом стекле и на борту у входа.

    В салоне автобуса в прямом доступе должна быть размещена информация об организации и шофере, об органе, их контролирующем, указываться стоимость билета. Если тикеты продаются с привязкой к месту, то сиденья должны быть пронумерованы.

    Также необходимо разместить все указатели, позволяющие быстро сориентироваться на случай аварии. Где кнопка связи с водителем, пожарный огнетушитель, запасной выход и пр. (п. 37).

    К водителям

    Надежность шофера, которую обязаны предоставить физические и юридические лица, осуществляющие поездку в соответствии с «Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденным Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, должна вытекать из предъявленных к нему требований:

    • подтвержденная документально квалификация и водительский стаж (не менее 3 лет);
    • прохождение стажировки и аттестационных занятий, повышающих мастерство;
    • обязательное медицинское освидетельствование водителя или кандидата в шоферы;
    • прохождение водителем обязательных предрейсовых осмотров (и после рейса);
    • соблюдение установленных норм по занятости и отдыху.

    К людям и багажу

    За сохранность ручной клади отвечает пассажир. Бесплатно можно провести одно место, общий объем которого не превышает 120 кв. см, с парой зачехленных лыж, коляской или детскими санками (статья 22 Федерального закона 259-ФЗ).

    Багаж должен быть упакован, бьющиеся предметы обрешечены или находиться в жесткой таре. Багаж не должен источать неприятный запах, содержать опасные вещества, способные загрязнить как транспортное средство, так и окружающих людей.

    Можно перевозить животных и птиц, если клетки имеют глухое дно, а размеры укладываются в установленные нормы багажа.

    Риск от порчи продуктов питания остается за пассажиром, желающим сдать их в багаж.

    Допускается перевоз за плату двух багажных мест общим объемом по 80 кв. см каждое. На принятые к перевозке вещи должна выписываться квитанция.

    Документы

    При остановке автобуса у водителя по первому требованию должны быть:

    • копия лицензии на организацию перевозок пассажиров и багажа на имя работодателя – она размещается в салоне автобуса;
    • у водителя лично – удостоверение с наличием категории D;
    • страховой полис ОСАГО, не имеющий ограничений по сроку;
    • распечатанный путевой лист на заявленный маршрут;
    • временный медосмотр, предрейсовый и тот, что водитель прошел при трудоустройстве (и далее – каждый год);
    • непросроченный техосмотр автобуса;
    • свидетельство о государственной регистрации транспортного средства;
    • технический паспорт транспортного средства.

    При отсутствии любого из указанных документов может наступить административная ответственность с назначением наказания в виде штрафа.

    Особенности перевозок автобусом

    Прежде всего, безопасность. Поэтому водитель и должен быть стрессоустойчив, внимателен, иметь высокую степень профессионализма и мастерства.

    Количество мест должно соответствовать предполагаемому числу перевозимых людей с учетом обустроенных стоячих мест.

    Автобус должен быть оснащен:

    • пожарным оборудованием;
    • медицинскими препаратами для оказания первой помощи в аварийной ситуации;
    • треугольником знака остановки на случай аварии;
    • обеспечивающими безопасность ремнями;
    • противоскользящим покрытием пола.

    По городу

    Автобус, осуществляющий деятельность в черте города, должен обязательно:

    • следовать по оформленному расписанию, согласованному с администрацией города;
    • соблюдать остановки, персонал должен озвучивать их;
    • в них допускается стоячее положение пассажиров, если внутреннее устройство позволяет проехать стоя в должной мере безопасно (автобус оснащен поручнями, держателями);
    • отклонений от маршрута по городу быть не может.

    Пригородным

    Автобус, осуществляющий пассажирскую перевозку в пригородные районы, должен обязательно:

    • следовать по расписанию, согласованному с администрацией города;
    • стоячее положение в них также допускается на тех же условиях, что и в автобусах с городскими маршрутами.

    Заказным и регулярным

    Перевозка осуществляется на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме (ст. 29 Федерального закона 259-ФЗ). Маршрут, а также объем и качество ручной клади и багажа прописываются в нем.

    На борту транспорта обязательно размещение таблички «Заказной».

    Дополнительное условие по обязательным документам к предъявлению водителем в случае остановки и их проверки – наличие тендерной бумаги в рамках утвержденного маршрута.

    Экскурсионным

    В автобусах, осуществляющих перевозку по таким маршрутам, также должны быть документы по тендеру. Маршруты и схемы должны согласовываться с техническими возможностями транспортного средства и учитывать необходимый режим труда и отдыха водителя.

    Автобус должен также соответствовать трассе и климату местности. Отклонение от маршрута и остановки по требованию недопустимы.

    Поездки осуществляются исключительно в светлое время суток. На непригодных для безопасной перевозки участках движение прекращается. Если путь дальний, водителей должно быть два.

    Служебным

    Служебные поездки осуществляются с целью выполнения работниками организации их непосредственных должностных обязанностей.

    Перевозимые люди в служебном транспорте не имеют статус пассажиров, подобные правам в отношениях договора по оказанию услуг по перевозке.

    Так могут доставляться сотрудники к рабочему месту, служащие органов управления в сторонние организации в целях исполнения своей деятельности (юриста – в суд, бухгалтера – в банк и пр.). За такие перевозки плата с них не взимается.

    Вахтовым

    Перевозить население вахтовым методом можно только по количеству сидячих мест. Транспорт должен быть укомплектован пожарным оборудованием, медицинской аптечкой для оказания первой помощи.

    Особые требования предъявляются и к водителям транспорта. Вахтовые перевозки осуществляют доставку работников предприятия в труднодоступные места. Зачастую трасса пересечена участками бездорожья, и прочими экстремальными условиями. Поэтому шофер должен иметь опыт, квалификацию и большой водительский стаж.

    Между городами

    В автобусах, осуществляющих междугороднюю поездку:

    • стоячее положение допускается, если расстояние между пунктами отправления и назначения не превышает 70 км;
    • отклонение от маршрута допускается только по согласованию с организацией работодателя;
    • багаж должен располагаться в строго отведенных для него местах (над сиденьями и в багажном отделении);
    • при длительности маршрута более 500 км рейс должен осуществляться двумя водителями.

    Между странами

    При осуществлении перевозки международного сообщения в число обязательных документов к предъявлению при остановке и их проверке входят:

    • полис «Зеленая карта»;
    • международный договор (чаще всего копия) по автострахованию страны посещения;
    • документация по тендеру.

    Также существует дополнительное обязательное требование к оснащению автобусов на международные рейсы:

    • должна присутствовать туалетная комната,
    • рейсы осуществляются двумя водителями.

    В зимнее время

    Дополнительными требованиями к оснащению автобуса, осуществляющего перевозку людей, являются:

    • исправность печного оборудования, способного обеспечить полную видимость следования из салона автобуса;
    • обязательная замена шин на зимнюю модификацию.

    Что будет за нарушение правил

    Водителю и организации

    Нарушение ПДД водителем приводит к штрафу или возмещению вреда здоровью пассажира в результате аварии.

    В обоих случаях ответственность несет организация или физическое лицо, совершавшее перевозку и являвшееся собственником транспортного средства. Об этом говорит норма Кодекса об административных правонарушениях РФ (ст. 2.6.1).

    Весь понесенный ущерб в регрессном порядке организация или физическое лицо может в общем или судебном решении отнести на водителя в рамках статьи 238 Трудового кодекса.

    Если Правила перевозки людей нарушаются водителем, он также несет административную ответственность, но персональную. За каждого непристегнутого пассажира может быть назначен штраф шоферу.

    Пассажиру

    Пассажир также попадает под административную ответственность как за несоблюдение ПДД, так и за нарушения правил перевозки пассажиров и багажа.

    В обоих случаях могут наступить последствия в виде наложенного административного штрафа. Безбилетный проезд ст. 11.18 КоАП РФ — штраф, при этом не освобождает от необходимости оплатить проезд.

    Полезное видео

    Требования к оборудованию и оснащению автобусов

    Общие требования

    Внутри пассажирского салона транспортного средства в непосредственной близости от передней двери должна быть наклеена четкая надпись или пиктограмма высотой не менее 15 мм, включая цифры высотой не менее 25 мм, указывающая число мест для сидения, а также общее число пассажиров, на которое рассчитано транспортное средство.

    Пассажировместимость автобусов рассчитывают, принимая во внимание среднюю массу одного пассажира, равную 68 кг. Для транспортных средств, в которых не предусмотрены места для стоящих пассажиров или наличие таких пассажиров допускается в отдельных случаях, расчетная масса одного пассажира составляет 71 кг. При этом учитывается средняя масса ручной клади, равная 3 кг.

    Читайте также:  Снегоход; Тайга Варяг 550 V отзывы владельцев, расход топлива на 100 км

    В автобусах должен соблюдаться ряд требований, касающихся противопожарной защиты. В моторном отделении запрещается использовать любой легковоспламеняющийся или абсорбирующий топливо и смазку звукоизоляционный материал, если он не покрыт непроницаемым листовым материалом. По мере возможности должны соблюдаться меры предосторожности против накопления топлива или смазочного масла в любом месте моторного отделения.

    Между моторным отделением или любым другим источником тепла (таким как тормоз-замедлитель или устройство для отопления салона, за исключением устройств, обогреваемых водой) и остальной частью транспортного средства должна размещаться перегородка из жаропрочного материала.

    В пассажирском салоне может быть установлено устройство для отопления (за исключением устройств, в которых используется горячая вода), если оно заключено в материал, предназначенный для изоляции тепла, генерируемого этим устройством, не выделяет токсичного дыма и расположено таким образом, что контакт пассажира с любой горячей поверхностью практически исключен.

    Заливные горловины топливных баков должны быть доступны только с наружной стороны транспортного средства. Они должны быть расположены так, чтобы исключить возможность попадания топлива на двигатель или выхлопную систему во время заправки. Если наливная горловина расположена на боковой стороне транспортного средства, то пробка в закрытом положении не должна выступать над прилегающей поверхностью кузова. Пробка наливной горловины изготавливается таким образом, чтобы исключить ее непроизвольное открытие. Подтекание топлива через пробку наливной горловины не допускается.

    В отделениях, предназначенных для водителя и пассажиров, запрещено размещать любые элементы топливной системы. Соединения и топливопроводы должны быть изготовлены так, чтобы обеспечивалась их герметичность в различных условиях эксплуатации транспортного средства, независимо от естественного старения, перекосов, изгибных деформаций и вибрации всей конструкции транспортного средства.

    Должна быть исключена возможность попадания топлива при утечке из системы питания на детали выхлопной системы.

    Автобусы большой вместимости должны быть оборудованы аварийным выключателем, который предназначен для снижения опасности возникновения пожара после остановки транспортного средства. При этом он должен располагаться в легкодоступном для сидящего водителя месте, быть четко обозначен и иметь защитную крышку или другие соответствующие средства предотвращения случайного срабатывания. Четкие инструкции относительно способа использования должны быть указаны в непосредственной близости от аварийного выключателя, например: «Снять крышку и повернуть рычаг вниз. Приводить в действие только после остановки транспортного средства».

    Приведение в действие аварийного выключателя должно вызвать быстрый останов двигателя, срабатывание выключателя аккумулятора, отключающего по крайней мере одну его клемму от электрической цепи, и включение на транспортном средстве аварийных сигналов. При этом отключение аккумуляторов не должно привести к отключению цепей, обеспечивающих непрерывное функционирование тахогрофа, аварийного внутреннего освещения, охлаждающего приспособления дополнительных обогревателей и централизованной блокировки дверей.

    Электрооборудование и электропроводка транспортного средства должны быть хорошо изолированы, а провода — надежно защищены и прочно закреплены, чтобы исключить возможность обрыва, перетирания или износа. Аккумуляторные батареи должны быть надежно закреплены и легкодоступны. Отсек, в котором они размещаются, отделяется от пассажирского салона и обеспечивается вентиляция наружным воздухом.

    Транспортное средство оснащается не менее чем двумя огнетушителями, причем один из них должен находиться в кабине водителя, другой — в пассажирском салоне. Необходимо предусмотреть места для аптечек первой помощи (не менее 7 дм3).

    Огнетушители и аптечки первой помощи могут быть защищены от кражи и актов вандализма (например, посредствам помещения их в отделение, запираемое на ключ, или под стекло, которое может быть разбито) при условии, что их можно легко извлечь в экстремальных ситуациях. Места их размещения должны быть четко обозначены.

    Наличие каких-либо воспламеняющихся материалов в пределах 10 см от выхлопной трубы допускается только в том случае, если эти материалы надлежащим образом защищены

    Основные требования к выходам автобусов

    Под выходом автобуса понимается служебная дверь или запасный (аварийный) выход, под служебной дверью — дверь, используемая пассажирами при нормальной эксплуатации, когда водитель находится на своем месте, под запасным выходом — запасная дверь, запасное окно или аварийный люк. Запасными выходами оборудуются только маломестные автобусы. Под аварийным выходом подразумевается аварийная дверь, аварийное окно или аварийный люк. Аварийными выходами оборудуются пассажирские транспортные средства большой вместимости.

    Запасная (аварийная) дверь — это дверь, устраиваемая дополнительно к служебным дверям и предназначенная для использования пассажирами в качестве выхода только при исключительных обстоятельствах, в частности в случае опасности.

    Запасное (аварийное) окно — это окно, необязательно застекленное, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности.

    Аварийный люк — это отверстие в крыше, предназначенное для использования пассажирами в качестве выхода только в случае опасности. Автобусы большой вместимости могут оборудоваться также аварийными люками, расположенными в полу пассажирского салона.

    Все двери автобусов, независимо от вместимости, должны легко открываться изнутри и снаружи транспортного средства, когда оно находится на стоянке. При этом может быть предусмотрена возможность запирания двери снаружи при условии, что ее всегда можно открыть изнутри.

    Если служебные двери оборудованы механическим приводом, то при нахождении транспортного средства на стоянке они должны иметь возможность открываться изнутри, а в незапертом состоянии — снаружи с помощью органов управления, которые функционируют независимо от всех других органов управления дверями. При этом указанные органы управления должны размещаться на двери или на расстоянии не более 300 мм от нее на высоте не более 1600 мм над первой ступенькой при расположении внутри и не более 1800 мм от уровня грунта при расположении снаружи. Данные устройства должны быть легко видимы и четко различимы при приближении к двери и нахождении перед дверью, а также обеспечивать открытие двери вручную. Они могут быть защищены приспособлением, которое может быть легко снято или разбито для получения доступа к аварийному органу управления.

    Запасные (аварийные) окна должны либо открываться изнутри и снаружи транспортного средства с помощью специального приспособления, либо иметь легко разбиваемое безопасное стекло.

    Аварийные люки должны открываться или сниматься как изнутри, так и снаружи. Если люк изготовлен из легко разбиваемого материала, то рядом с ним должно находиться приспособление, которым лица, находящиеся внутри транспортного средства, могут без затруднений воспользоваться, чтобы разбить люк.

    Каждый запасный и аварийный выход должен обозначаться надписью «Запасный выход» или «Аварийный выход», читаемой как снаружи, так и изнутри транспортного средства.

    Приборы экстренного управления служебными дверями и всеми запасными (аварийными) выходами внутри и снаружи транспортного средства должны обозначаться соответствующим знаком или четкой надписью. Кроме того, на указанных приборах или около них должны иметься четкие инструкции о пользовании ими.

    Язык всех инструкций и надписей, регламентированных к применению в салонах автобусов, должен соответствовать государственному языку страны регистрации транспортного средства.

    Требования к выходам маломестных автобусов

    Маломестные автобусы должны иметь минимум две двери: одну служебную и одну запасную либо две служебные.

    Минимальное число запасных выходов должно быть таким, чтобы минимальное общее число выходов как служебных, так и запасных и аварийных люков было таким, как указано в таблице. Сдвоенная служебная дверь при этом рассматривается как две двери, а двойное окно — как два запасных окна.

    Служебные двери должны располагаться с ближайшей к обочине стороны или сзади транспортного средства. Выходы должны располагаться таким образом, чтобы с каждой стороны транспортного средства было как минимум по одному выходу. В передней и задней половине пространства, предназначенного для пассажиров, должен быть как минимум один выход. В задней либо в передней части обязательно должен располагаться один выход, если в крыше не предусмотрен аварийный люк.

    Табл. Требования по оснащению выходами маломестных автобусов

    Минимальное общее число выходов

    Если пространство, предназначенное для сиденья водителя и пассажирских сидений, расположенных рядом с сиденьем водителя, не сообщается с основным пассажирским отделением соответствующим проходом, то все вышеперечисленные требования касаются только оборудования пассажирского салона.

    Минимальные размеры запасных дверей, окон и аварийных люков представлены в таблице:

    Табл. Требования к размерам запасных (аварийных) выходов

    Высота 125 см, ширина 55 см

    В тех случаях, когда это обусловлено наличием колесных кожухов, допускается уменьшение ширины до 30 см при условии, что на высоте не менее 40 см от самой низкой части дверного проема ширина двери составляет 55 см

    В это отверстие должен вписываться прямо­угольник высотой 50 см и шириной 70 см. Если запасное окно расположено в задней части транспортного средства и конструк­цией транспортного средства не предусмот­рено запасное окно минимальных размеров, предписанных выше, то в проем должен впи­сываться прямоугольник высотой 35 см и шириной 155 см. Углы прямоугольника могут быть закруглены, радиус кривизны не должен превышать 25 см

    Площадь проема 4000 см 2

    В случае, если автобус не предназначен для перевозки стоящих пассажиров и имеет минимальную массу не более 3,5 т и менее 12 пассажирских сидений, причем с каждого сиденья имеется свободный доступ по меньшей мере к двум дверям, размер запасной двери может быть уменьшен до 110 см в высоту.

    Требования к выходам автобусов большой вместимости

    Пассажирские транспортные средства большой вместимости должны иметь как минимум две двери.

    Минимальное число аварийных выходов должно быть таким, чтобы общее число выходов соответствовало указанным в таблице. Аварийные люки при этом рассматриваются как один из указанных аварийных выходов.

    Табл. Требования по оснащению выходами автобусов большой вместимости

    Ссылка на основную публикацию
    ТОП-Рейтинг лучших салонных фильтров для авто
    Какой выбрать фильтр салона угольный или обычный Фильтры салона в автомобилях появились относительно недавно. Первые очистительные элементы начали устанавливать в...
    ТОП лучших новых и бу авто за 500000 рублей в 2019-2020 году
    Список надежных БУ машин до 500 тысяч рублей Как выбрать машину за 500 тысяч рублей? Учитывая совершенствование системы кредитования банками...
    Топ самых популярных японских микроавтобусов Поломки и достоинства авто
    Обзор полноприводных минивэнов avto Домой Статьи Обзор полноприводных минивэнов разных производителей. Апр 25. 0. 345. Минивэн наверное безупречный кар для...
    Топ-рейтинг наборов инструментов в 2020 году
    ТОП-10 Лучших Наборов Инструментов – Рейтинг 2020 года Для ремонтных работ по дому, на даче или в авто надежным помощником...
    Adblock detector