Термостат ЗИЛ-130 АвтоКлуб ЗиЛ 130
Термостат ЗИЛ-130 с твердым наполнителем помещен между верхним и нижним патрубками водяной рубашки. Термостат служит для ускорения прогрева холодного двигателя и предохранения его от переохлаждения (рис. 33)
Рис. 32. Схема проверки натяжения приводных ремней:
1 — шкив коленчатого вала; 2 — шкив генератора; 3 — шкив компрессора; 4 — шкив водяного насоса; 5 — шкив насоса гидроусилителя рулевого привода.
В радиатор необходимо заливать охлаждающую жидкость до нижнего торца его горловины. После пуска двигателя и работы его на режиме холостого хода около минуты нужно проверить уровень жидкости в радиаторе и при необходимости долить ее. В сильные морозы надо утеплять радиатор и внимательно следить за температурой охлаждающей жидкости. При работе непрогретого двигателя интенсивно изнашиваются поршневые кольца и цилиндры.
Для повышения надежности работы системы охлаждения и предохранения ее от замерзания во время сильных морозов рекомендуется применять специальную жидкость, не замерзающую при низкой температуре (антифриз). Охлаждающая жидкость ядовита, и поэтому необходимо соблюдать меры предосторожности при обращении с ней. Попадание даже небольшого количества этой жидкости в организм человека может вызвать тяжелое отравление.
Рис. 33. Схема работы термостата ЗИЛ-130:
а — термостат в закрытом положении; б — термостат в открытом положении; 1 — баллов термостата; 2 — активная масса (церезин); 3 — мембрана; 4 — направляющая втулка; 5 — шток; 6 — возвратная пружина; 7 — заслонка термостата; 8 — патрубок; 9 — коромысло заслонки; 10 — корпус термостата; 11 — буфер; 12 — обойма; 13 — патрубок впускного трубопровода.
При заливке охлаждающей жидкости надо следить, чтобы в системе охлаждения не образовалась воздушная пробка, мешающая заполнению системы. Если вы обнаружили причины перегрева двигателя машины, во избежание этого нужно открыть сливной кран радиатора. Закрывать кран следует только после того, как из него начнет вытекать жидкость.
Охлаждающую жидкость из системы охлаждения надо сливать через три крана: кран патрубка радиатора и два крана рубашки блока цилиндров (при наличии подогревателя также через три крана: кран патрубка радиатора и два крана пускового подогревателя). Зимой после слива жидкости из системы необходимо закрывать кран отопителя кабины и открывать его снова только после пуска и прогрева двигателя. Рукоятки управления кранов для слива охлаждающей жидкости выведены через первую поперечину рамы под буфер (рис. 34). Для слива жидкости из системы охлаждения надо повернуть на несколько оборотов рукоятку привода крана. Завертывать краны необходимо очень плотно. Кран котла подогревателя расположен непосредственно на котле.
После полного слива жидкости перед стоянкой автомобиля краны следует оставить открытыми. Если краны замерзнут в открытом положении, закрывать их надо после заливки жидкости при прогреве двигателя, когда из кранов потечет жидкость
Рис. 34. Схема дистанционного управления сливными кранами:
1 — сливные краны; 2 — рукоятки привода сливных кранов; 3 — рукоятка привода сливного крана патрубка радиатора; 4 — сливной кран патрубка радиатора.
ЗИЛ 130, ЗИЛ 131,ГАЗ 3307, ГАЗ 3102, ГАЗ 3110, ГАЗ 53, МАЗ 500, Т 25, Т40
ГАЗ 3102 » Система охлаждения » Термостат
Термостат (рис. 1) — с твердым наполнителем, двухклапанный, типа ТС-103, расположен в специальном корпусе и соединен шлангами с водяным насосом, водораспределительным патрубком головки и с радиатором.
Термосиловой элемент термостата состоит из латунного стакана с твердым наполнителем (церезин, смешанный с алюминиевой пудрой), который обжимает резиновую вставку с расположенным в ней подвижным штоком термостата. При нагревании наполнитель, увеличиваясь в объеме, выдавливает из резиновой вставки шток 8, верхний конец которого закреплен на перемычке седла 6основного клапана термостата (гайка штока после регулировки клапана припаивается к перемычке), вследствие чего стакан термосилового элемента 9, сдвигаясь, открывает основной клапан 4 и прикрывает дополнительный клапан 3. При остывании наполнителя усилием пружин 10 и 11 термосиловой элемент, возвращаясь в исходное положение, закрывает основной и открывает дополнительный клапаны.
Основной клапан термостата 4 начинает открываться при температуре 78—82°С. При температуре 93—95°С он полностью открыт (рис. 1, б). Жидкость циркулирует через радиатор, термостат, водяной насос, блок цилиндров, головку, водораспределительный патрубок и поступает обратно — в радиатор, образуя большой круг циркуляции охлаждающей жидкости. При этом канал, соединяющий корпус термостата с водораспределительным патрубком головки, перекрыт дополнительным клапаном термостата 3.
При закрытом основном клапане (рис. 1, а) термостата открывается седло дополнительного клапана 2, запрессованного в корпусе термостата 1 и жидкость, минуя радиатор, циркулирует через водяной насос, блок цилиндров, головку, водораспределительный патрубок головки, корпус термостата и обратно — в водяной насос, образуя малый круг циркуляции охлаждающей жидкости.
При неполном открытии основного клапана жидкость циркулирует частично по большому и малому кругу, поддерживая оптимальный тепловой режим работы двигателя.
При низких температурах окружающего воздуха, если температура жидкости двигателя не поднимается выше 75°С, целесообразно па облицовку радиатора автомобиля надевать утеплительный чехол.
Термостат с твердым наполнителем
Термостат с твердым наполнителем —активной массой — смесь церезина с медным порошком. Активная масса 2 (рис. 1, а) помещена в толстостенный медный баллончик 1 и закрыта резиновой диафрагмой 3. Поверх диафрагмы установлен резиновый буфер 11, предохраняющий диафрагму от разрушения. Сверху буфера установлен шток 5, связанный через рычаг 8 с клапаном 6У который удерживается в закрытом положении пружиной 9.
При нагреве охлаждающей жидкости до температуры в пределах 69±2,5°С активная масса в баллончике начинает плавиться и расширяться, перемещая диафрагму вверх.
При этом диафрагма действует на буфер и шток, который, поднимаясь, давит на рычаг и открывает клапан. При температуре 83±2° С клапан полностью открывается и охлаждающая жидкость начинает циркулировать по большому кругу через водяной радиатор.
На рис.1, б показан клапан термостата в открытом состоянии. При охлаждении активная масса затвердевает, ее объем уменьшается, диафрагма опускается вниз, а клапан под действием пружины закрывается. При этом охлаждающая жидкость начинает циркулировать по малому кругу, минуя радиатор.
Термостат не ремонтируют. Допустимое избыточное давление в 1 кГ/сМ 2 требует тщательной затяжки хомутов шлангов. При недостаточной затяжке избыточное давление может сорвать шланг. Избыточное давление регулируется выпускным клапаном 6 (рис. 2), который открывается при давлении 1,0 кГ/см 2 . При таком давлении вода в системе охлаждения закипает при 119° С.
Впускной клапан 9 пробки открывается и сообщает полость радиатора с атмосферой при разрежении, равном 0,01—0,13 кг/см 2 . Если резиновые уплотнительные шайбы клапанов на пробке отсутствуют или разрушены, работа системы охлаждения как закрытой прекращается, закипание жидкости начинается при 100° С и перегрев двигателя наступает значительно раньше. В этих случаях пробку следует заменить или заменить уплотнительные шайбы клапанов.
По особому требованию двигатели автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131, предназначенные для работы в условиях тропического климата, оборудуют конденсационным бачком 4 (рис. 3). При этом пробка 5 с клапанами снимается с радиатора и устанавливается на конденсационный бачок, а горловина радиатора закрывается пробкой 2 (без клапанов).
Наличие конденсационного бачка делает систему охлаждения двигателя более эффективной, работающей без потери воды. При повышении температуры воды в радиаторе (до температуры кипения) пар по соединительной трубке 3 поступает п бачок 4 и конденсируется в воду. При понижении температуры воды в верхнем бачке радиатора создается разрежение, и вода из конденсационного бачка засасывается обратно в радиатор до полного уровня.