Стартер ВАЗ 2109 – схема механизма, неисправности, замена Видео; АвтоНоватор

Устройство стартера ВАЗ 2109 (бендикс, втулка, щетки), какой узел лучше редукторный или обычный

Успешный пуск двигателя как с карбюратором, так с инжектором, во многом зависит от пускового агрегата, который установлен на автомобиль. Что собой представляет стартер ВАЗ 2109, какое стартовое устройство лучше выбрать – об этом рассказывается в статье. Прилагаются также фото и видеоматериалы.

Характеристика стартера ВАЗ девятой модели

Каждый водитель знает, что если не заводится машина, причина может быть в неисправном стартере. Для того чтобы выполнить диагностику и ремонт механизма, нужно знать его устройство.

Место расположения и предназначение

Основное назначение стартера – раскрутка коленчатого вала, благодаря которому заводится двигатель. Естественно, он расположен недалеко от мотора. Обычно он находится в моторном отсеке со водительской стороны под силовым агрегатом. В зависимости от места расположения при демонтаже узла потребуется снять либо защиту двигателя, либо воздушный фильтр. Найти стартер несложно. Он имеет форму цилиндра, а к нему подключены провода, которые крепятся с помощью гайки.

Устройство и принцип работы узла

Данный узел представляет собой небольшой электродвигатель. Его конструкция состоит из бендикса с щетками, двух обмоток и подвижного ротора. На двух обмотках – стартерной и роторной создаются магнитные поля противоположного значения. На механизм подается напряжение, которое передается ротору с помощью графитных щеток. Благодаря бендиксу вращательные движения передаются маховику.

Устройство включает в себя:

  • втулку, которая соединяется с втягивающим реле;
  • обгонную муфту, которая обеспечивает движение только в одну сторону;
  • шестерни.

Со временем детали бендикса стираются и он начинает пробуксовывать. В этом случае нужна его замена. Причиной неисправности является загрязнение механизма, но чистка не помогает восстановить работоспособность. Детали механизма изнашиваются неравномерно, после промывки они не могут полноценно выполнять свои функции.

Принцип работы стартерного механизма заключается в преобразовании электрической энергии, которую он получает от аккумуляторной батареи, во вращательное движение шестерни привода. На полюса электродвигателя электрический ток полается с помощью щеточного узла. При этом выдвигается муфта и происходит соединение венца маховика с шестерней. Стартер обеспечивает вращение коленчатого вала и, тем самым, способствует запуску двигателя. Когда мотор запущен, муфта занимает исходное положение (автор видео — Михаил Нестеров).

Редукторный vs обычный: какому стартеру отдать предпочтение?

В обычном стартере отсутствует редуктор, вращательное движение передается непосредственно коленчатому валу. Поэтому его конструкция несложная и позволяет выполнить ремонт в домашних условиях. Благодаря тому, что электрический ток, поступающий на устройство, моментально вводит в зацепление венец маховика и шестерню, двигатель заводится, что называется «вполоборота». Классические узлы благодаря своей простой конструкции – надежные устройства, которые выдерживают электрические воздействия, но могут выйти из строя под воздействием низких температур.

Принцип работы редукторного устройства такой же, как у классического узла, – преобразование электрической энергии в механическую.

Отличие в конструкции — включен редуктор, который расположен между якорем и бендиксом. Кроме того, обмотки оснащены постоянными магнитами, что повысило надежность механизма. Редукторные устройства все больше завоевывают авторынок. Для того, чтобы разобраться, какой из стартеров лучше, следует выяснить, преимущества и недостатки каждого из них.

Преимущества классического варианта:

  • простота конструкции;
  • высокая ремонтопригодность;
  • доступность запчастей;
  • низкая стоимость.

Из недостатков можно назвать следующие:

  • необходимость в высоком стартовом токе;
  • быстрый износ деталей;
  • неустойчивая работа при низких температурах;
  • большой вес и габариты.

В общем, обычный узел можно оценить, как надежное устройство при правильной эксплуатации.

Редукторный узел имеет следующие плюсы:

  • малый вес и небольшие размеры;
  • может работать в широком диапазоне температур;
  • долгий срок службы;
  • экономное потребление электроэнергии (на 40% меньше обычного).

Благодаря наличию редуктора повысилась надежность пуска при низких температурах. Так как для запуска силового агрегата требуется небольшой ток, в зимнее время увеличивается вероятность успешного запуска.

Минусы можно назвать следующие:

  • отсутствие запчастей;
  • сложный ремонт;
  • низкое качество редуктора.

Надежность устройства зависит от качества его составляющих. Поэтому механизм с высококачественными комплектующими прослужит долгий срок без ремонта.

Фотогалерея

Видео «Замена классического механизма на устройство с редуктором»

В этом ролике рассказывается о замене обычного стартера на редукторный (автор видео — Auto overhaul).

Читайте также:  Установка Старлайн А93 своими руками, карта монтажа, схема установки

Ремонт и замена стартера на автомобилях ВАЗ

Многие из тех, кто владеет или когда-либо владел отечественными автомобилями марки ВАЗ, досконально выучили все слабые места этих машин и недоработки конструкторов, которые были допущены при их проектировании. Разумеется, рано или поздно эти недоработки давали о себе знать, что выливалось, порой, в солидную стоимость ремонта. Одним из таких «слабых» мест ВАЗов является стартер.

Примечательно, что болячки этого агрегата присутствуют абсолютно на всех поколениях: классике, девятом поколении (зубило, как её называют в народе), на десятом семействе (матрешки). Вся соль в том, что конструктора не занимались созданием абсолютно нового агрегата, а только совершенствовали детали, построенные на базе классических устройств. Поэтому и наблюдаются общие конструктивные решения, общие болячки, о которых и будет идти речь. В связи с этим, мы рассмотрим основные недостатки и особенности ремонта стартера каждого из поколений.

Обслуживание и ремонт стартера ВАЗ 2106

Практически на всем классическом семействе устанавливался один тип стартера. Будучи разработанным итальянскими инженерами, этот агрегат претерпел изменения, которые внесли советские ученые. Видимо, изменения оказались неудачными. Тем не менее, многие из деталей стартера подвергаются восстановлению, или же замене, что позволяет избежать покупки нового агрегата.

Говоря про основные неисправности данного узла, необходимо упомянуть такое явление, как повышенный шум при работе. Как правило, возникает он в результате износа подшипников или же шестерни. В подобном случае все лечится заменой неисправной детали. Правда, необходимо уточнить, стартер – достаточно сложный механизм, даже снятие его можно считать за подвиг. Крепится он тремя болтами, если верхние открутить не проблема, то с нижним приходится повозиться. Как правило, если стартер подвергался ремонту, нижний болт уже не закручивают – по этому признаку и можно определить, ремонтировался он или нет.

Распространенной является неисправность, связанная с втягивающим реле. По конструкции, вилка фиксируется в шлицах, но она не является монолитной. Если стартер «передержать», втулка этой вилки попросту разваливается напополам. В результате, необходимо покупать новое втягивающее реле, благо, что цена его не высокая.

Ещё одной проблемой классического стартера является и выскакивающий контакт втягивающего. «Умельцы» додумались сделать не полноценную клемму, а разъем «папа-мама». По этой причине, очень часто контакт выходит из зацепления, в результате чего завести автомобиль привычным способом становится не возможно. Определить данную причину можно по полному отсутствию работы стартера при поворачивании ключа зажигания.

Не менее распространенной является поломка, когда стартер работает, но при этом, коленчатый вал двигателя не вращает. Здесь может крыться несколько проблем и точно разобраться, в чем причина, можно только после вскрытия стартера. В большинстве случаев, виной всему становится буферная пружина, которая не выстреливает шестерню зацепления. Кроме того, причиной может служить и износ шестерни. Зубья её уже могут быть настолько слизаны, что не входят в зацепление. По ситуации, замена неисправного агрегата решает проблему. К слову, из-за шестерни могут возникать различные неисправности, так что, в первую очередь, проверяйте именно её. Мы рассмотрели основные неисправности, которые характерны для автомобиля ваз 2106. Ремонт стартера ВАЗ 2107 имеет те же принципы, так как устройство там идентичное.

Немного про ремонт стартера ВАЗ 2109

Как заявляет изготовитель, на девятом поколении стартер способен проработать, порядка 6 лет, не принося проблем владельцу. Тем не менее, многие автомобили данной модели, которые колесят по улицам наших городов, уже в 2, а то и в 3 раза превысили этот возрастной порог. Разумеется, проблемы со стартером также не являются исключением. Как уже упоминалось, стартер автомобилей ВАЗ 9-го семейства – это слегка модернизированный классический стартер. Проблемы, которые возникают с втягивающим реле и с износом шестерни здесь также присутствуют.

Ко всему этому можно добавить и износ щеток стартера. В результате длительной эксплуатации они просто стираются ,увеличивается зазор между ними и поверхностью коллектора. Правда, щетки из строя выходят постепенно, и периодически дают о себе знать. Поэтому, замена щеток стартера ВАЗ 2109 не должна вас пугать. Произвести эту операцию можно и своими руками. Для начала, необходимо снять стартер с автомобиля. Как и в классике, он также крепится тремя болтами и, чтобы добраться к нижнему, необходимо снять защиту поддона с автомобиля. Когда стартер в руках, нужно отсоединить тяговое реле, а затем снять крышку стартера, которая находится со стороны коллектора. После этого, снять старые щетки и установить новые.

Читайте также:  Как узнать транспортный налог по ИНН физического лица онлайн

Собственно, на этом и все особенности стартера «зубил».

Ремонт стартера ВАЗ 2110

На автомобилях 10-го семейства устанавливаются более совершенные стартеры, тем не менее, со своими конструктивными недостатками. Так же как и на других автомобилях ВАЗ, прежде чем установить причину неисправности стартера, его необходимо снять, после чего – разобрать и выявить причину неисправности. К слову, бывают и такие ситуации, когда ремонту данный узел не принадлежит и единственным вариантом является замена стартера ВАЗ 2110.

Однако если говорить о неисправностях, то среди наиболее распространенных, конечно же, является износ щеток. Замена щеток стартера ВАЗ 2110 проводится по аналогичной схеме, как это делалось на автомобилях девятой серии.

К основным поломкам можно добавить и нагар, который образуется в коллекторе или же появление царапин на его поверхности. Ситуация решается небольшой проточкой. Достаточно распространенной проблемой, которая вызывает ремонт стартера ВАЗ 2112, как и всего десятого поколения, является подгорание обмотки. Разобрав стартер, можно определить, есть замыкание в обмотке или нет. Разумеется, эта неисправность также устраняется, но стоимость работы иногда бывает такая, что проще купить новый стартер. К слову, хоть этот вариант и является более дорогостоящим, тем не менее, имеет и свое преимущество. Владельцы отечественных автомобилей знают, что качество запчастей оставляет желать лучшего. Очень легко приобрести для ремонта стартера новую деталь, но по качеству она будет отвратительной. Итог – выброшенные деньги на ветер. Замена стартера на ВАЗ 2112 далеко не последний вариант ещё и потому, что очень часто отремонтировать поломку своими силами не возможно, а специалисты требуют такую сумму, что проще купить новый элемент в сборе. Поэтому, здесь необходимо тщательно взвесить все «За» и «Против».

Подводя итоги, упомянем, что мы рассмотрели особенности и недостатки стартеров, которые устанавливались на все поколения автомобилей ВАЗ. Конечно, может показаться, что в них нет ничего схожего, те не менее, принцип работы один и тот же, неисправности типичные, даже срок службы примерно одинаков. Проблема в том, что на заводе Авто-ВАЗ не хотят поработать головой и сделать для людей что-то новое, качественное. Этим вынуждены заниматься мы, постепенно доводя свой автомобиль до надлежащего состояния.

Читайте также:

  • Регулировка фар своими руками

Считается, что произвести регулировку фар автомобиля можно только на специализированном сервисе, где имеются необходимое оборудование, стенды и т.д. Конечно, это предпочтительно, но никто не исключал возможности регулировки фар своими руками, ведь большинство из нас именно так и .

От неполадок и отказов электрооборудования не застрахован ни один современный автомобиль. Рано или поздно практически у каждого водителя наступает момент, когда он становится перед выбором – воспользоваться услугами автосервиса или попробовать устранить неисправность самому. Изложенный ниже материал даёт ответ на вопрос, что делать, когда загорелась лампочка аккумулятора на панели приборов. .

Зима является суровым испытанием не только для человека, но и для автомобиля. И успешность преодоления всех трудностей, безупречность и надежность эксплуатации авто в зимнее время, зависит только от вашего отношения к нему. Правильно ухаживать за аккумулятором, за источником жизни всех электроприборов и систем автомобиля – наш главный вопрос, с которым мы будем разбираться .

Ремонт стартера ВАЗ 2114 своими руками

Самым мощным электропотребителем является стартер ВАЗ 2114 на автомобиле. Нагрузка на ротор очень большая – электродвижущей силе приходится преодолевать сопротивление, которое вызывается компрессией в двигателе. И если стартер в плохом техническом состоянии, в нем имеется замыкание, ток потребления увеличивается. И максимум – это примерно 600-800 А (при заклинивании ротора).

  1. Что обычно выходит из строя?
  2. Снятие стартера
  3. Разборка и ремонт своими руками

Что обычно выходит из строя?

На автомобиле ВАЗ 2114 своими руками стартер можно отремонтировать за час, не больше. При условии, что все компоненты будут заменены новыми. Чаще всего выходят из строя щетки стартера, они трутся о ламели и изнашиваются. В результате ротор не двигается при подаче на него напряжения. Иногда даже при повороте ключа зажигания появляются искры. На новых инжекторных автомобилях, в число коих входит ВАЗ 2114, устанавливается редукторный стартер. Его преимущество в том заключается, что его ротор вращается с большей скоростью, что позволяет облегчить запуск двигателя.

Читайте также:  Тюнинг НИВЫ Техцентр НИВА777

Его разборка практически не отличается от процедур, которые проводятся с обычным стартером. Еще одна типичная поломка – разрушение бронзовых втулок. На автомобиле ВАЗ 2114 они расположены:

  1. Одна в задней крышке стартера, потребуется частичная разборка для ее замены.
  2. Вторая – в блоке двигателя. Ее замену придется проводить через небольшое оконце в картере сцепления.

Если разбивается втулка, то на якоре электродвигателя отсутствует питание. Минус от аккумулятора не передается, либо же напряжение снижается за счет возникновения сопротивления. Результат – вращается ротор намного медленнее, а со стороны может показаться, будто аккумулятор сел. Эти симптомы характерны не только для ВАЗовских десяток, но и для автомобилей других серий и даже марок – «УАЗ», «Шевроле», и др.

Втягивающее реле позволяет осуществить подачу питания на обмотки электродвигателя. Но у него две функции, вторая – выдвинуть бендикс, чтобы его шестерня вошла в зацепление с зубьями на венце маховика. Бендикс – это элемент, который передает крутящий момент на коленчатый вал двигателя от ротора.

В его основе находится обгонная муфта и шестерня, внутри шлицы спиральной формы. Частая поломка – это разрушение обгонной муфты. В итоге шестерня двигается как по часовой стрелке, так и против нее. Хотя должна свободно вращаться в одну сторону.

И практически «неизлечимые» поломки – это полное или частичное разрушение ротора, статора, либо их обмоток. Это такие поломки, при которых ремонт оказывается ненамного дешевле всего стартера в сборе.

Снятие стартера

Перед началом работ обязательно отключите аккумуляторную батарею. Из инструментов вам потребуются ключи на «10» и «13», отвертка и плоскогубцы. На карбюраторных автомобилях, например, ВАЗ 2109 и подобных, демонтаж выполнялся проще, так как сверху нет корпуса воздушного фильтра. В случае с инжекторным автомобилем придется при помощи отвертки вынимать резиновые клипсы. Желательно приобрести три новых заранее, так как чем старше машина, тем вероятнее повреждение этих клипс.

  1. Освобождаете корпус воздушного фильтра и уводите его в сторону, чтобы не возникало помех.
  2. Ключом на «13» выкручиваете гайку, которой производится крепление плюсового провода питания на втягивающем реле.
  3. Отсоединяете провод питания втягивающего реле (тонкий красного цвета).
  4. Ключом на «13» выкручиваете гайки крепления корпуса стартера к кожуху сцепления.
  5. Потянув стартер в сторону левого колеса, вынимаете его из отверстия.

Разборка и ремонт своими руками

Когда снимете стартер, необходимо его разобрать, иначе не провести его ремонт. Для этого нужно следовать такому алгоритму:

  1. Ключом на «13» выкручиваете гайку и освобождаете втягивающее реле от провода.
  2. Крестовой или плоской отверткой выкручиваете болты, которыми крепится реле.
  3. Отверткой выкручиваете болты с задней крышки.
  4. При помощи плоской отвертки извлекаете стопорное кольцо. Оно находится на роторе, на его задней части.
  5. Выкручиваете две гайки со шпилек ключом на «10».
  6. Выкручиваете болты, которыми крепятся к щеткодержателю провода, идущие от обмоток.
  7. Снимаете весь щеточный узел стартера ВАЗ 2112, 2114, и др.
  8. Выколоткой вынимаете штифт, который крепит вилку бендикса.
  9. Снимаете ротор, теперь он и статор отдельно.
  10. На роторе находится стопорное кольцо, после его снятия можно заменить бендикс.

Обратите внимание на то, что длина новых щеток около 10 мм.

Если в вашем стартере их длина менее 3,5 мм, то обязательно нужно менять. Производите следующие манипуляции:

  1. Извлекаете из щеткодержателя втулку, на ее место запрессовываете новую.
  2. Очищаете ламели ротора. Для этого можно воспользоваться тонким ножом или отверткой.
  3. Заменяете бендикс и вилку при необходимости.
  4. Производите осмотр втягивающего реле, при необходимости его заменяете новым.
  5. Омметром прозваниваете все обмотки на роторе, статоре, втягивающем. Если имеется короткое замыкание, то заменяете негодную деталь.
  6. Извлекаете из щеткодержателя щетки. После установки новых проверяете, насколько легко они двигаются. Не должно быть заеданий, так как в этом случае возможно пропадание контакта.

Впрочем, это и все, что можно рассказать о ремонте. Если вы планируете капитальный ремонт стартера ВАЗ 2114, то следуйте по вышеизложенным инструкциям. Сложного нет ничего, все выполнимо, но следует быть аккуратным.

Но нужно посчитать, стоит ли овчинка выделки. Если цена нового стартера составляет примерно 3000 рублей, а вам нужно, например, менять статор, либо ротор (дорогостоящие элементы), а вместе с ними еще кучу деталей, то не проще ли будет заменить его целиком? Сэкономите свое время. Но если у вас его много, то можно без проблем заняться ремонтом своими руками, копеечка останется при вас.

Ссылка на основную публикацию
Средний танк Т-55 Энциклопедия военной техники
Т-55 - Советский средний танк 1958-1979 гг Т-55 – это советский средний танк на базе Т-54, использовавшийся во многих странах...
Солнечный водонагреватель
Солнечный водонагреватель своими руками как изготовить самодельную установку На сегодняшний день современные технологии и материалы позволяют использовать альтернативные источники энергии...
Соляная Кислота формула, плотность, цена, с чем реагирует
Соляная кислота - Её свойства, воздействие на человека Соляная кислота – вещество неорганического происхождения. Относится к списку очень сильных кислот....
Средства видеофиксации нарушений ПДД — 3 — Правовые вопросы — Caddy Club
Метрологическая поверка комплексов фотовидеофиксации Метрологическая служба ООО «СитиПлан» (далее МС) является самостоятельной правовой единицей, имеющей достаточные ресурсы для деятельности в...
Adblock detector