Что такое рессоры на машине

Рессоры принцип работы, достоинства и недостатки

Рессорная подвеска сейчас почти не используется в конструкции легковых автомобилей, за исключением некоторых моделей. Тем не менее, несколько десятков лет назад данный тип шасси был чрезвычайно популярен. Сейчас рессора (от фр. resort – пружина) – удел почти исключительно грузовых автомобилей и прицепов.

Рессорная подвеска является одним из вариантов ходовой части механического типа. Ее отличает применение рессор листового типа в качестве упругих элементов. История такой конструкции началась еще в древности, когда начали строиться подрессоренные телеги, хотя тогда, вместо непосредственно рессор, применялись цепи или кожаные ремни.

Компоновка и принцип работы рессорной подвески

Конструкция рессоры включает в себя стальные листы разной длины, которые фиксируются посредством особых хомутов. В центре рессоры крепятся непосредственно к мосту, причем они могут располагаться как под ним, что характерно для легковых авто, так и над мостом. Второй вариант обычно используется в конструкции грузовых машин (ЗИЛ, КАМАЗ и др.). Концы рессор также крепятся к кузову, но уже посредством шарниров или серег. Кроме того, есть примеры конструкций, в которых рессора может изгибаться, как торсионная балка.

Точное число рессор зависит от конкретного автомобиля или прицепа, его веса, грузоподъемности и других характеристик. Однако тенденции последних лет показывают все более частое применение рессор монолистового типа, которые состоят только из одного листа.

Монолистовые рессоры не в состоянии функционировать сами по себе. Следовательно, в комплексе с ними идут амортизаторы, призванные гасить колебания кузова. Подобная конструкция была довольно популярной в Европе, где ее стали применять еще в 70-х годах, куда она пришла из США. Там она часто использовалась на моделях марки Ford.

Сейчас рессорная подвеска почти не применяется (за исключением УАЗов и некоторых других легковых авто). Причина – большая нагрузка на листы рессоры во время движения, что сказывается на управляемости, особенно на высоких скоростях. Зарубежные изделия (от компании AL-KO и др.) лучше гасят колебания вертикального типа за счет трения (межлистового). Кроме того, компактные размеры таких рессор, наряду с высоким качеством, позволяют применять их без амортизаторов.

Схема работы рессорной подвески

При покупке прицепа лучше отдать предпочтение импортным изделиям, в которых работает только один лист при разгруженном прицепе. По мере же его нагрузки, давление переходит и на прочие листы.

Достоинства и недостатки рессор

Плюсом рессорной подвески является простота ее конструкции, что обусловливает дешевизну и высокую степень надежности. Применение рессор позволяет отказаться от включения в компоновку разнообразных втулок, штанг (реактивных), рычагов и тому подобных элементов. Кроме того, рессоры отменно переносят перегрузки и движение по разбитым дорогам.

Еще один пункт в активе рессорной подвески – ее универсальность. Ведь данная компоновка в состоянии гасить не только вертикально направленные нагрузки, но также продольного типа, возникающие во время торможения или разгона, и боковые, что действуют на нее в поворотах.

Кроме того, рессоры достаточно компактны. В отличие от пружин, они находятся внизу, что освобождает от необходимости жертвовать частью погрузочной площади багажного отсека. Это достаточно актуально для грузопассажирских моделей. Да и за счет увеличения длины самих рессор их можно сделать достаточно мягкими.

Недостатком рессорной подвески является ее малый срок службы, что в некоторой степени обусловлено особенностями эксплуатации. Ведь хозяева таких авто постоянно транспортируют грузы, а в условиях такой нагрузки рессоры достаточно быстро проседают. Также имеется необходимость в смазке и очистке листов, иначе мусор и камешки, что набиваются между ними, приводят к дребезжанию и скрипам.

Обслуживание рессор

В целях сохранения рессор и недопущения и поломки, периодически необходимо проводить обслуживание данного компонента. Очистка рессор должна производиться не реже 1 раза в 10 000 км. Она подразумевает демонтаж узла, чистку каждой рессоры наждачной бумагой с последующей их промывкой керосином. Далее рессоры следует покрасить краской (быстросохнущего типа), а затем смазать составом из графита и тавота, после чего смонтировать обратно.

Видео: Переборка рессор на газ 2410

Для сохранения рессор, необходимо каждые 2 дня инспектировать их на предмет затяжки их стремянок, за счет которых рессоры и фиксируются к мосту и передней оси. Важное условие – стремянки всегда обязаны быть затянуты.

Смазка рессорных пальцев, а также серег,производится раз в 2 дня. Для проведения работ необходимо использовать тавотонагнетатель, а закачивается смазка через специальные ниппели, которыми оборудованы серьги и пальцы. Стоит помнить, что рессорные пальцы достаточно хрупкие, что исключает использование молотка во время проведения работ. Нужно затягивать болты с предельной аккуратностью, дабы не повредить указанные пальцы.

Читайте также:  Подключение люстры к двойному выключателю на 2,3,4,5 и 6 лампочек 1

При эксплуатации машины в тяжелых условиях, целесообразной будет обмотка их шпагатом (просмоленным), после чего узел зачехляется чехлом из брезента, наполненным тавотом.

Поломки и ремонт рессор

Многие владельцы авто, особенно легковых, полагают, что сломать рессору нельзя, вследствие чего грузят машину без меры. Но сломанная рессора – не такая уж и редкость, особенно на передней оси, так как на нее давит вес силового агрегата, да и неровности дорог воспринимаются, в большей степени, передней осью.

Как правило, основными поломками рессоры становятся:

  • осадка;
  • перелом;
  • срыв болта;
  • поломка пальцев.

Сломанная рессора должна быть обязательно заменена. Если же наличествует прогиб, но можно восстановить ее форму посредством шаблонной правки. Но езда с дефектной рессорой недопустима, так как кузов авто начинает кренить набок.

Видео: Тюнинг рессор уаз 452

Краску на рессорах необходимо периодически обновлять, что поспособствует их защите от коррозии. Следует периодически смазывать рессорный палец, так как его ускоренный износ приведет к поломке. Если таковая произошла в пути, то временно на его место можно установить отвертку или любой металлический стержень, обвязав все проволокой.

Между рессорами постоянно должна иметься смазка. Чтобы закачать ее туда потребуется приподнять машину на домкратах, уперев их в кузов. В результате этого нагрузка будет ослаблена, а между рессорами образуется небольшой интервал, которого достаточно для нанесения смазывающего состава.

Рессорная подвеска

Рессорная подвеска предназначена для обеспечения плавности хода, контроля проходимости автомобиля, его устойчивости при выполнении разных маневров, противодействия опрокидыванию и заносам, то есть служит своеобразным посредником между колесами и кузовом.

Рессорная подвеска состоит из трех элементов:

  • гасящий — в основном это амортизаторы, которые отвечают за сцепление шин и асфальта, а также смягчают интенсивность ударов при движении по неровной поверхности;
  • упругий — его составляющие несут ответственность за так называемую подпружиненность кузова, не дают образовываться кренам;
  • направляющий — рычаги, соединяющие колеса с кузовом.

Рис. Задняя рессора автомобиля МАЗ:
1 — основная рессора; 2 — дополнительная рессора; 3 — балка заднего моста; 4 — стремянка; 5 — накладка рессоры; 6 — пальцы; 7 — серьга; 8 — рычаг; 9 — кронштейн; 10 — торсионный вал стабилизатора; 11 — гайка

Есть два вида подвески — механическая и пневматическая. Рессорная является подвидом первой.

Подпружиненность кузова на автомобиле, оснащенном рессорной подвеской, обеспечивается листовыми рессорами, которые представляют собой разной длины стальные листы, соединенные хомутами. Концы рессоры крепятся к кузову шарнирами или серьгами, посредине она соединяется с мостом; в некоторых автомобилях этот элемент может быть изгибающимся. В последнее время в автомобилестроении применяются однолистовые рессоры в сочетании с амортизаторами, которые снижают интенсивность колебаний кузова. Рессорную подвеску можно встретить на транспортных средствах с большой грузоподъемностью, на обычных легковых авто ее практически не используют, так как листы в процессе движения подвергаются немалым нагрузкам, из-за чего ухудшается управляемость на высокой скорости.

Сильная сторона рессорной подвески — надежность: она неплохо переносит перегрузку, низкое качество дорог, сравнительно дешевая. Простота ее конструкции не требует использования дополнительных рычагов, втулок, реактивных тяг, что сделало бы ее ремонт более дорогим и затратным по времени.

Но при постоянной перегрузке рессоры проседают, листы надо время от времени смазывать, а прокладки — менять, иначе не избежать дребезжания и скрипа. Стоимость обслуживания такой подвески нередко сравнивается с обслуживанием более сложной гидропневматической, а иногда даже превышает его.

Что такое рессора в автомобиле? Виды и основные отличия

Для чего нужны рессоры в автомобиле? Передние и задние рессоры требуются, чтобы обеспечить плавность автомобиля в процессе передвижения. Даже сегодня, когда в процессе проектировки транспортных средств активно используются пружинные и гидравлические приспособления для обеспечения плавности хода, рессоры не потеряли своих позиций. Их место на грузопассажирских и грузовых транспортных средствах должным образом еще не нашли чем заменить.

И это не удивительно. Ибо автомобильная рессора в виде объединенных между собой металлических пластин представляет собой дешевый, прочный, долговечный и надежный конструктивный элемент. Благодаря которому обеспечиваются требуемые ходовые характеристики во время движения машины по неровной или гористой местности. Они не требуют к себе особых условий содержания, не боятся попадания влаги, грязи, столкновения с твердыми предметами (например, гравием или щебнем).

Важная часть подвески

Рессора – упругая составляющая подвески машины, которая обеспечивает распределение нагрузки кузова на его ходовые части. Также служит для смягчения ударов и колебаний во время езды.

Именно данный элемент ходовой части средства передвижения компенсирует разнообразные колебания, которые вызваны дефектами дорог. Вследствие этого, подобная конструкция – важная составляющая машины, обеспечивающая комфортность ее использования для пассажиров.

Читайте также:  Как безопасно заряжать аккумулятор в домашних условиях

Рессоры представляют собой соединенные металлические пластины. Это – прочный, недорогой и очень долговечный конструктивный элемент, который обеспечивает нужные для комфортного использования машины характеристики при езде по плохой дороге. Такая конструкция не требует никакого особого ухода, на нее не влияет попадание грязи, влаги, воздействие щебня или гравия.

Классификация пружинных сталей

Для начала разберем маркировку такого типа материала, чаще всего она имеет вид «50А2БВГ», где: 50 – содержание углерода в долях процента; А2 – легирующий элемент №1 и его содержание в процентах; Б,В,Г – легирующие элементы №2,3,4 и т.д.

Важно! Если после обозначения легирующего элемента не стоит число, значит, его массовое содержание не превышает 1.5%, если число 2 – массовая доля больше 1,5%, но меньше 2,5%, если 3 – массовая доля выше 2,5%.

Например, сталь 50ХГФ – это сплав, в котором содержание углерода составляет 0,50%, и легирующие компоненты хром, марганец и ванадий составляют меньше 1,5%.

Если в маркировке стали есть только цифра, например, ст 50, ст 65 и др., это обозначает, что она относится к углеродистым сталям, а если в названии есть минимум 2 элемента, такая рессорно-пружинная сталь относится к легированным.

Рассмотрим основные классификации данного типа:

  1. По способу обработки: Кованный и горячекатаный.
  2. Калиброванный.
  3. Со специальной обработкой наружных поверхностей.
  4. Горячекатаный круглый с обточенной поверхностью.
  • По химическому составу стали:
      Качественная.
  • Высококачественная.

    Марка рессорно-пружинной стали дает возможность определить её конструкционные и физико-химические свойства, определить область использования и возможности по механической обработке.

    Разновидности рессор

    В автомобилестроении нашего времени существует несколько типов рессор, но для обычных серийных авто самое большое распространение получил листовой тип конструкции.

    Данная разновидность представляет собой набор стальных листов, которые между собой соединяются специальными хомутами и монтируются на ходовую часть транспортного средства.

    Поскольку этот автомобильный узел должен выдерживать повышенные нагрузки, его производят из прочной закаленной стали. По своей форме данная часть ходового агрегата является листами стали прямоугольной формы, которые изогнуты на подобии «серпа».

    Чтобы обеспечить всей конструкции дополнительную упругость, каждый лист модифицирован так, что обладает разной степенью изогнутости. Чтобы предотвратить боковое смещение и обеспечить максимально надежную фиксацию, листы имеют форму желоба.

    Поскольку рессоры всегда эксплуатируются в условиях постоянных деформирующих движений, то специфика их производства обеспечивает высочайшую стойкость к механическому износу.

    В современных моделях легковых автомобилей такой тип узлов используется очень редко. Этому есть несколько причин. Основной из них является то, что легковые машины обычно предназначены для использования на высоких скоростях. При этом к подвеске выдвигаются повышенные требования по надежности и управляемости. Но листовой тип рессор имеет свойство незначительно смещать продольно мест автомобиля, к которому они прикреплены. Это немного ухудшает управляемость машиной на высокой скорости.


    В зависимости от дальнейшей эксплуатации, первые используются для большегрузных автомобилей, где требуется перевести существенный вес, поддерживая плавность хода (например, грузовики для перевозки металла, песка, щебня, других строительных материалов либо же отходов). Рессора второго типа хорошо подходит к легко грузовым, а также пассажирским автомобилям (автобусам, перевозимых пассажиров).
    Последние же устанавливаются на легковые автомобили повышенной проходимости. Нужно понимать, что максимальный положительный эффект от амортизации можно получить, если транспортное средство должным образом загружено. В остальных случаях достигнуть нужного уровня комфорта в процессе езды (чтобы не трясло) может оказаться весьма проблематично. Особенно если движение осуществляется по неровной дороге.

    Стандартная рессора автомобиля представляет несколько соединенных между собой металлических пластин. В зависимости от металла (сплава), из которого изготавливаются пластины (обычно это сталь) и их количества будет регулироваться жесткость хода транспортного средства. Не все пластины одинаковы по толщине. Самая первая (которая соприкасается с элементами крепления автомобиля) должна быть несколько толще остальных.

    Каждый лист поверхностно проходит специальную химическую обработку, благодаря которой существенно возрастает срок его службы. Крепят листовую рессору между собой специальным хомутом, стягиваемым болтами. При этом в поверхности листов присутствовать каких-либо отверстий не должно. Это существенно снижает их устойчивость и долговечность.

    В места соприкосновения хомута с металлическими рессорами подкладывают специальные резиновые проставки, чтобы избежать неблагоприятного воздействия (трения) металлических элементов крепления друг на друга.

    Расположение рессор

    Чаще всего в автомобилестроении рессоры устанавливаются на грузовые транспортные средства. При этом выделяют передние и задние конструкции.

    Передние в основном предназначены для обеспечения комфортабельности езды в кабине. Задние же обычно имеют другое назначены – несение большей части нагрузки, для этого данный тип автомобильного узла усиливают.

    Такое усиление обычно достигается благодаря добавлению большего количества листов. Самой высокой нагрузке подвергается нижняя часть конструкции, в результате чего туда устанавливаются 2-3 специальные коренные рессоры. Хотя такое решение и способствует снижению комфортабельности езды, но значительно увеличивает жесткость подвески.

    Наши цены *

    Листы коренные 1-ухо +1ухо
    15м
    0.5-1метр 2000р 2500р 3000р 4000р 1000р
    1-1.5метр 2500р 2750р 3250р 4500р 1000р
    больше 1.5метра 3500р 3750р 4000р 5000р 1000р
    Подкоренные
    10мм 12мм 15мм >15мм
    0.5-1метр 1500р 2000р 2500р 3500р
    1-1.5метр 2000р 2250р 2750р 4000р
    больше 1.5метра 3000р 3250р 3500р 4500р
    Остальные листы
    15мм
    До 0.5метра 500р 650р 650р 700р
    От 0.5-1метра 1000р 1200р 1300р 1500р
    От 1-1.5метра 1700р 1750р 1800р 1850р
    Переборка рессоры 1000-2000р. От размера рессоры.
    Читайте также:  Зарядное устройство Кулон инструкции 912, 405, 305, 707, 715

    * для листов шириной 60 мм.

    Cпецпредложение! Прайс-лист рессор

    1. Рессора Dodge Caravan 1996-2000 7500 1 листовая
    2. Рессора Dodge Caravan 2001-2008 7500 1 листовая
    3. Рессора Dodge Caravan 1996-2000 8500 3х-листовая
    4. Рессора Dodge RAM задняя 9000
    5. Рессора Dodge Durango задняя 9000
    6. Рессора Chevrolet Tahoe 1995-2000
    7. Рессора Chevrolet Tahoe задняя 9500
    8. Рессора Chevrolet Express 9500
    9. Рессора JEEP Cherokee XJ 9500
    10. Рессора Wrangler YJ передняя 9500
    11. Рессора Wrangler YJ задняя 9500
    12. Рессора Мазда ВТ-50 9000
    13. Лист коренной Мазда ВТ-50Форд рестер
    14. Лист коренной ММС-L-200 4000
    15. Лист коренной Форд-экспоррер 4500
    16. Лист коренной Форд-Ф-150 4500
    17. Рессора FORD TRANSIT
    18. Рессора HD PORTER
    19. Рессора Ситроен Джампер, Фиат Дукато, Пежо Боксер
    20. Рессора HD 78
    21. Рессора MS SPRINTER
    22. Передняя рессора HD78
    23. Рессора Рено Мидлум, Renault Midlum
    24. Рессора Nissan Cabstar

    Почему редко устанавливают на легковые машины?

    Все же рессоры заточены на большие веса и перегрузки, а вот на легковых машинах такого нет! Еще одна особенность это то, что пружины делают подвеску намного комфортнее (ямы глотаются «на раз»), вы не будете прыгать на сиденьях как на «козлике».

    Рессорная же подвеска, установленная на легковой авто, сделает подвеску не выносимо жесткой, любая кочка будет чувствоваться «пятой точкой». Также страдает и управляемость, ведь ход подвески сильно ограничен.

    Если сказать проще — то на легковых вариантах, такая конструкция просто не нужна! Вы же не будете перевозить грузы в 3 – 5 тонн.

    Советы по уходу за рессорами

    Чтобы рессорная подвеска служила долго и не добавляла хлопот, необходимо соблюдать некоторые правила. Желательно выбирать дороги с качественным покрытием или ровной поверхностью (для грунтовых шоссе). При перевозе грузов не рекомендуется превышать допустимый тоннаж.

    Негативно сказывается на длительности ресурса резкие торможения и старты. Если выявлены проблемные листы, то важно их своевременно заменить на новые. Когда возникает скрип снизу, то высока вероятность отсутствия смазки в трущихся поверхностях, поэтому её нужно добавить в проушины и подтянуть хомуты.

    Плюсы и минусы подвески с рессорами

    Как и любой другой узел машины, рессорная подвеска обладает плюсами и минусами.

    Самым важным плюсом такой разновидности подвески является ее простая конструкция, которая обуславливает высокую надежность детали и ее дешевизну. Использование рессор дает возможность полностью отказаться от использования разнообразных штанг, рычагов, втулок и тому подобных элементов амортизаторной подвески. Также нельзя забывать, что рессоры легко переносят значительные перегрузки и езду по плохому покрытию.

    Важной особенностью подобной запчасти является ее расположение – внизу кузова, что освобождает от необходимости использовать определенную часть багажного отсека, как в случае с амортизаторами.

    Среди недостатков устройства выделяют не самый большой срок службы: из-за частых перегрузок рессоры со временем начинают проседать. Кроме того, для предотвращения появления скрипов и дребезжания при езде листы узла следует периодически очищать от камешков и мусора, которые попадают между них.

    Таким образом, рессора – важная часть автомобильной подвески. Из-за своей жесткости и прочности обычно используется только на грузовых машинах.

    НА этом заканчиваю, читайте наш АВТОБЛОГ

    Похожие новости

    • ГУР (гидроусилитель) или ЭУР (электроусилитель) руля. Что лучше …
    • Передний или задний привод. Что лучше и надежнее, основные отлич…
    • Виды (типы) рулевых реек. Как работают, обзорная статья

    Типы рессорных подвесок автомобилей

    См. также: Подвеска автомобиля

    Разборка рессоры состоит из следующего

    Сначала, чтобы проще было сделать сборку, листы нужно пометить.

    1. Рессора зажимается в тисках.
    2. Распрямляются и снимаются хомуты.
    3. Отворачивается гайка центрального болта, и он вынимается.
    4. Медленно разжимаются тиски.
    5. Разъединяются листы.
    6. Чистится от грязи и ржавчины, втулки заменяются, пальцы рессоры, шайба переднего пальца, серьги не должны быть искажены, повреждены, пластины должны быть целыми.
    7. Проверяется прогиб рессоры в свободном состоянии.
    8. Смазываются листы графитной смазкой.
    9. Рессора собирается.

    Сборка и закрепление на место

    Сборка и установка производятся в обратном порядке. Резиновые втулки перед установкой смачиваются бензином и без просыхания вставляются в шарнир. Гайки пальцев серьги заворачиваются поочередно. Желательно гайки стремянок окончательно затягивать с гружёным багажником, чтобы рессоры выпрямились.

    Во избежание неисправностей вашего автомобиля не забывайте вовремя проходить техосмотр, сами просматривайте детали, которые возможно не только продиагностировать у себя в гараже, но и исправить. Теперь вы понимаете, как поменять рессоры, дело вполне несложное и вполне разрешимое. Имея необходимые инструменты, можно сэкономить на ремонте в мастерской, и если есть возможность, то желательно советоваться со специалистами.

  • Ссылка на основную публикацию
    Что такое жидкое стекло для автомобиля, как полировать жидким стеклом, отзывы
    Нано- керамика или жидкое стекло - Автомойка РЕВОЛЮЦИЯ В последнее время все популярнее становится услуга защиты автомобиля от царапин и...
    Что нужно знать — в Финляндию на машине — всё о Финляндии
    На севере Европы зарегистрировали повышенный уровень радиации, в России все отрицают Mixnews В начале июня в Норвегии недалеко от границы...
    Что нужно знать о поршневых кольцах ВАЗ; АВТОМАСТЕРСКАЯ
    Как устранить залегание компрессионных и маслосъемных колец – причины и признаки неисправности 1 Дело в том, что применение таких жидкостей...
    Что такое и для чего нужны депрессорные и диспергирующие присадки 1
    Лучшие присадки для дизельного топлива в 2020 году Ситуация, когда в бак попадает некачественное топливо, встречается часто. Исправить ситуацию можно...
    Adblock detector