Что такое автомобильный термостат

Как работает термостат в автомобиле функции, принцип действия

Автоликбез 15 декабря 2019

Водителю, самостоятельно обслуживающему силовой агрегат машины, необходимо иметь представление о работе термостата в автомобиле. Распределительный элемент, установленный в моторном отсеке, обеспечивает распределение потоков антифриза и поддерживает степень нагрева двигателя. При заклинивании клапана мотор работает в аварийном режиме, что приводит к поломкам или увеличенному расходу топлива.

Функции в системе кондиционирования

Жидкостная система охлаждения (или кондиционирования) состоит из рубашки, расположенной в блоке цилиндров и головке блока, помпы, радиатора и соединительных патрубков. Часть жидкости подается в отдельный теплообменник для отопления салона. Интенсивность нагрева воздуха регулируется краном (например, на классических легковых машинах ВАЗ) или отдельной заслонкой в воздушном канале.

Термостат предназначен для распределения потоков хладагента между рубашкой и радиатором, обеспечения рабочей температуры двигателя и прогрева салона.

Разновидности термостатов

В силовых установках автомобилей используется несколько типов термостатов:

  1. С 2 клапанами, что обеспечивает управление потоками хладагента, идущими к радиатору и по малому кругу охлаждения (через рубашку силового агрегата и блок отопления салона).
  2. С 1 подвижным элементом, корректирующим подачу жидкости к радиатору.
  3. С 1 клапаном и двухступенчатым открытием. При прогреве мотора открывается протока малого диаметра, затем антифриз подается в теплообменник через отверстие увеличенного сечения.
  4. Электронный термостат, оснащенный датчиком, измеряющим температуру антифриза. Блок управления фиксирует положение заслонки при помощи шагового электродвигателя. Регулятор корректирует подачу антифриза в дополнительные контуры охлаждения, что снижает расход топлива.

Устройство и принцип работы

После пуска силового агрегата часть тепла, образующегося при сгорании топлива, идет на нагрев картера и головки блока. Для обеспечения нормальной смазки и улучшения смесеобразования мотор должен прогреться до 85-105°С (зависит от модели ДВС). Установленный в контуре охлаждения терморегулятор не позволяет хладагенту циркулировать через радиатор. Антифриз ходит по внутреннему кругу, позволяя мотору прогреваться до рабочей температуры за 5-10 минут. По мере прогрева термостат пропускает хладагент в теплообменник машины, охлаждаемый вентилятором.

Принцип работы регулятора основан на температурном расширении жидкого или твердого наполнителя.

Увеличивающийся в объеме материал смещает штангу с клапаном, который распределяет потоки антифриза. В схеме предусмотрены пружины, возвращающие заслонки в исходное положение при снижении температуры жидкости. Элементы конструкции закреплены в корпусе, изготовленном из силумина или термостойкого пластика. На некоторых автомобилях монтируются термостаты без внешней оболочки, установленные в блок цилиндров силовой установки.

Читайте также:  Шины и диски на Ford Focus 3 - размер колес Форд Фокус 3, параметры и разболтовка дисков R16 и R17

Термостаты с твердым наполнителем

Регуляторы с твердым рабочим веществом оснащаются герметичной камерой, заполненной синтетическим воском (церезином). Принцип действия основан на переходе воска при прогреве из твердой фазы в жидкую. Раствор воздействует на эластичную манжету и связанный с ней толкатель. Подвижная штанга связана с тарельчатым клапаном, позволяющим антифризу циркулировать по малому (или внутреннему) кругу или пропускать жидкость в теплообменник для охлаждения.

Для повышения чувствительности к изменению степени нагрева в воск вводят присадки на основе металлической пудры.

Полученный материал отличается стабильным коэффициентом расширения при переходе из твердой фазы в жидкую и обратно. За счет стабилизации параметра температура хладагента поддерживается в допустимом диапазоне.

Термостат с жидкостью

Регулятор с жидким рабочим веществом устроен аналогично конструкции с твердым заполнителем, но раствор находится в герметичном сильфоне. Жидкость состоит из смеси дистиллированной воды и этилового спирта. При температурном расширении в сильфоне возникает избыточное давление. Элемент распрямляется и через связанный с ним шток открывает канал отвода антифриза в бачок теплообменника. Количество жидкости, перекачиваемой в радиатор, зависит от температуры антифриза в блоке цилиндров.

Расположение элемента в автомобиле

Регулятор находится в моторном отсеке автомобиля – на картере силового агрегата или на входе в насос для циркуляции хладагента. В двигателях с распределенным впрыском топлива устанавливаются дополнительные регуляторы, позволяющие поддерживать температуру головной части блока цилиндров в заданном интервале. Элемент устанавливается на задней части силового агрегата. Возможна установка дополнительных элементов для ускоренного прогрева салона автомашины.

Неисправности: причины и «симптомы»

Признаки неисправности регулятора:

  • длительный прогрев силового агрегата;
  • прогревание отводного шланга одновременно с мотором;
  • повышение температуры мотора до критической отметки во время стоянки;
  • переохлаждение силового агрегата в режиме движения по трассе;
  • холодное состояние патрубка подачи антифриза к теплообменнику при перегреве.

Причиной поломки регулятора является заедание штока с клапаном в открытой или закрытой позиции. При открытом большом круге жидкость подается в радиатор, увеличивая время прогрева. Неисправность становится наглядной при эксплуатации автомобиля в зимнее время. Например, дизельный мотор при температуре воздуха -10°С не удается прогреть до 40°С даже после пробега в 40-50 км.

Заклинивание штока происходит из-за негативного воздействия антифриза на металлические элементы конструкции. Производители автомобилей рекомендуют периодически заменять охлаждающую жидкость. При использовании старого антифриза на поверхности штока появляются отложения, ограничивающие подвижность детали. Дополнительной причиной дефекта является заправка системы охлаждения водопроводной водой (например, при утечке антифриза). Растворенные в жидкости соли вызывают коррозию стального штока.

Читайте также:  Описание и замена датчиков Hyundai (Accent, Solaris и Getz) коленвала, холостого хода и других

Повышение степени нагрева мотора негативно влияет на рабочие характеристики моторного масла. При перегреве двигателя происходит заклинивание поршневой группы. На поверхностях зеркал цилиндров и опорах коленчатого и распределительного валов появляются задиры. Повреждения можно устранить только во время капитального ремонта мотора.

Дополнительной неисправностью термостата становятся трещины в корпусе, через которые уходит антифриз. Поврежденные детали подлежат замене: запаять или заклеить щели невозможно.

Как определить наличие поломки?

Первичная диагностика термостата проводится на автомобиле. После запуска двигателя проверяется температура патрубков, идущих к радиатору (рукой или датчиком, установленным на цифровом мультиметре). После прогрева мотора необходимо проконтролировать степень нагрева рукавов, идущих к радиатору. При исправном термостате шланги должны нагреваться равномерно. Методика позволяет определить заклинивание штока и тарелки клапана. Проверяется также отсутствие трещин в корпусных деталях регулятора.

Дополнительное тестирование предусматривает снятие регулятора с машины. Из системы охлаждения сливается антифриз, резиновые патрубки удерживаются на корпусе термостата винтовыми или пружинными хомутами (зависит от производителя автомобиля). Демонтированный элемент нужен для погружения в емкость с водой, которая устанавливается на газовую или электрическую плиту. Для проверки степени нагрева жидкости применяется градусник или электронный термометр.

При прогреве воды до 90°С и выше в исправном термостате клапан должен открываться. Процесс открытия контролируется визуально: если тарелка остается неподвижной, то регулятор необходимо заменить на устройство с идентичными рабочими характеристиками. Методика визуальной проверки не отличается высокой точностью, поскольку невозможно отследить связь между положением клапана и степенью нагрева. От данного параметра зависят корректность прогрева силового агрегата и поддержание заданной температуры.

Симптомы, когда термостат застрял

Термостат автомобиля частично отвечает за поддержание надлежащей температуры двигателя. Он предназначен для контроля потока охлаждающей жидкости через двигатель. Если он не открывается и не закрывается должным образом, ваш автомобиль может отображать несколько различных проблем. Несмотря на то, что вашему автомобилю лучше, когда термостат открыт, а не закрыт, вы должны немедленно отремонтировать компонент, если вы подозреваете, что он застрял в открытом положении.

Низкая температура двигателя

Если ваш автомобиль работает необычно прохладно и не накапливает тепло в двигателе, вероятно, ваш термостат застрял и пропускает слишком много охлаждающей жидкости. Если термостат застрянет в закрытом положении, это приведет к перегреву автомобиля. Большинству водителей известно, когда датчик температуры двигателя автомобиля подкрадывается к красной области, но они могут не знать, что двигатель работает вхолостую. Важно знать постоянную рабочую температуру вашего двигателя, потому что слишком горячий или слишком холодный двигатель являются признаками проблем с системой охлаждения.

Читайте также:  Сезонное техническое обслуживание (СО) - Техническое обслуживание автомобиля - Автомобиль категории

Нет обогревателя

Обогрев вашего автомобиля работает в сочетании с системой охлаждения двигателя. Нагреватель накапливает тепло по мере движения автомобиля и подает теплый воздух из двигателя для обогрева салона автомобиля. Если двигатель не прогревается достаточно, потому что термостат застрял, нагреватель не будет поставлять теплый воздух внутрь.

Снижение расхода топлива

Когда ваш двигатель работает холоднее, чем должен, это может вызвать конденсацию топлива в цилиндрах вашего двигателя из-за более низкой температуры водяной рубашки. Если ваше топливо сгущается, оно не будет гореть так, как должно, и у вашего автомобиля пробег будет немного хуже, чем до того, как термостат застрял в открытом положении.

За что отвечает термостат в машине

Замена термостата в машине обычно требуется, когда машина прогревается дольше обычного, а с приходом холодов печка в автомобиле работает не эффективно и из нее дует слегка теплый воздух. Чтобы точно определить, что для нормальной работы системы охлаждения двигателя требуется именно замена термостата необходимо сделать следующее.

Проверка термостата в авто

Следует завести холодный двигатель и по мере прогрева, проверять рукой температуру двух патрубков термостата (первый – ведет к радиатору, а второй к насосу).

Если термостат исправен, то почти до 87 градусов температуры двигателя, патрубок, ведущий к насосу, по мере прогревания двигателя, должен постепенно нагреваться, а патрубок, который ведет радиатору, должен оставаться холодным. Когда температура двигателя достигнет отметки около 90 градусов, происходит открытие термостата. Начинает работать большой круг охлаждения, что подтверждается быстрым прогревом патрубка, ведущего к радиатору.

В этот момент слегка падает температура двигателя (на 5-10 градусов), за счет притока холодной охлаждающей жидкости из радиатора. После того как радиатор охлаждения двигателя прогреется до температуры 97-99 градусов, включается принудительная система охлаждения двигателя. Начинает работать вентилятор.

Что делать после замены?

После замены термостата необходимо долить антифриз в систему охлаждения двигателя. Продолжать заполнять расширительный бочок надо, пока охлаждающая жидкость не достигнет отметки максимального уровня.

Затем, запускаем двигатель и даем поработать 5 минут на повышенных оборотах (1500 об/мин). Поддерживаем уровень охлаждающей жидкости на отметке MAX. После этого закрываем расширительный бочок и прогреваем двигатель до включения вентилятора. Это необходимо для того, чтобы воздух, который содержится в охлаждающей жидкости, вышел в расширительный бочок.

Уровень охлаждающей жидкости необходимо проверить на остывшем двигателе и долить в случае необходимости.

Ссылка на основную публикацию
Что нужно знать — в Финляндию на машине — всё о Финляндии
На севере Европы зарегистрировали повышенный уровень радиации, в России все отрицают Mixnews В начале июня в Норвегии недалеко от границы...
Что делать, если моргает свет на холостых оборотах двигателя
Моргает свет на холостых оборотах Проблема, при которой моргает свет на холостых оборотах, достаточно широка. Столкнувшись с ней, многие недоумевают...
Что делать, если на Дэу Матиз не греет печка
Не работает печка Део Матиз Авто-помощь Советы для автомобилистов «Печка», легкового автомобиля Дэу Матиз (Daewoo Matiz), особенно это касается комплектации...
Что нужно знать о поршневых кольцах ВАЗ; АВТОМАСТЕРСКАЯ
Как устранить залегание компрессионных и маслосъемных колец – причины и признаки неисправности 1 Дело в том, что применение таких жидкостей...
Adblock detector